Нанотехнологии ужасные и могучие
В том, что касается осмысления новых технологий, научная фантастика отчетливо напоминает жертву БАР — очень модного сейчас биполярного аффективного расстройства. Писатели мечутся между двумя крайними состояниями, двумя полюсами: преувеличенным дофаминовым восторгом и тревожной депрессией, беспросветным ужасом перед грядущим. Чем больше ожиданий от технологии, тем глубже раскол, сильнее поляризация, реже «светлые промежутки» — и последние полвека нанотехнологии определенно входят в приоритетный список.
Строго говоря, фантасты начали обсуждать проблемы нано- и микро- задолго до того, как эта тема выплеснулась на первые полосы научно-популярной, а затем и «сенсационной» прессы. Хрестоматийный роман «Непобедимый» (Niezwyciężony) великого Станислава Лема о столкновении экипажа земного космического крейсера с агрессивным роем микророботов, действующих как единое целое, вышел в Польше еще в 1964-м — и в том же году был опубликован в СССР на страницах ленинградского литературного журнала «Звезда» в авторизированном переводе Дмитрия Брускина. Только ленивый не вспоминает эту книгу, когда речь заходит о наноботах. А ведь действительность подошла к вымыслу предельно близко. «Фейерверки» из дронов становятся все грандиознее. ФИОП сообщает, что в «ТехноСпарке» разработали систему управления роем складских роботов Ronavi, которые способны почти полностью вытеснить человеческий труд из логистики, и их берет на вооружение «Газпром нефть». А компания Optiplane из наноцентра «СИГМА.Новосибирск» предлагает фермерам дроны, которые практически в автоматическом режиме способны информировать о состоянии посевов.
Гораздо реже на страницах СМИ всплывает повесть советского фантаста Георгия Гуревича «Глотайте хирурга», впервые изданная в 1970 году (позже произведение вошло в состав утопического романа «В зените»), где речь идет о совсем других микророботах. Введенные в кровоток, эти прямые предтечи медицинских наноботов свободно путешествуют по организму, исцеляют главного героя от возрастных болезней, проводят раннюю профилактику и фактически реализуют вековую мечту человечества о физическом бессмертии и вечной молодости. Что характерно: об угрозе сбоя программы, потери управления и бесконтрольного размножения микроскопических «хирургов» герой Гуревича, полный безудержного оптимизма, даже не задумывается.
С некоторой натяжкой к числу технооптимистов можно отнести американца Нила Стивенсона. В его романе «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» (The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer, 1995) люди будущего все так же делятся на бедных и богатых и стремятся к доминированию над себе подобными — однако общедоступные нанотехнологии, при помощи которых в любой точке Земли с минимальными затратами можно создать любые предметы, машины и механизмы, постепенно расширяют спектр возможностей, меняют мировое политическое и социальное устройство, стирают границу между новой элитой и пролетариатом цифровой эпохи. Очевидно, что речь идет о
Вторит коллеге-фантасту и «киберпанк №1» Уильям Гибсон: в его поздних книгах «Периферийные устройства» (The Peripheral, 2014) и «Агент влияния» (Agency, 2020) к началу XXII века земная цивилизация прошла сквозь череду глобальных катастроф — и именно наноботы, способные бесконечно трансформироваться и имитировать самые сложные по структуре объекты и материалы, стали одной из главных технологий, позволивших человечеству выжить.
Однако большинство фантастов намертво застряло в депрессивной фазе, главным символом которой стала «серая слизь», grey goo: так инженер и футуролог Эрик Дрекслер назвал сценарий конца света в результате бесконтрольного размножения наноботов в самой знаменитой своей монографии «Машины созидания» (Engines of Creation, 1985). В рассказе «Музыка, звучащая в крови» (Blood Music, 1983) писатель Грег Бир, на заре своей карьеры сочувствовавший киберпанкам, рассказывает о молекулярных биочипах, поглотивших всю земную биомассу — эта небольшая новелла принесла автору «золотой дубль»: обе главные американские жанровые премии, «Хьюго» и «Небьюлу», а в
В «Рое» (Prey, 2002) знаменитого автора технотриллеров Майкла Крайтона неуправляемые наноботы вырываются на свободу благодаря безответственным действиям «капитанов большого бизнеса» и коррумпированных политиков; в романе «Дождь забвения» (Century Rain, 2004) Аластера Рейнольдса и в цикле Ханну Райаниеми «Квантовый вор» (Quantum Thief Trilogy, 2010–1014) необдуманное использование нанотехнологий в локальных войнах приводит к гибели современной цивилизации, а остатки человечества ютятся в орбитальных поселениях и инопланетных колониях; в янг-эдалт-трилогии Йена Макдональда «Эвернесс» (Everness, 2011–2014) «серая слизь» целиком покрывает одну из альтернативных версий Земли. Наконец, еще один
Гораздо сложнее назвать значимые
«Наноботы перестают пугать, так как даже школьного образования достаточно, чтобы понять: средствам адресной доставки препаратов не нужен интеллект — ни животный, ни искусственный. Для этого используются обычные законы физики, химии, биологии. Они не подчиняются воле человека и не могут выйти
Ожидания
Хотя, скорее всего, после десакрализации нанотехнологий, низведения их до уровня повседневной рутины и наступления ремиссии НФ просто найдет новый раздражающий фактор и переключится на другие триггеры, как уже не раз бывало в истории.
Группа компаний «СИГМА.Новосибирск» серийно создает технологические компании от идеи до продажи готового бизнеса. Входит в инвестиционную сеть Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. «CИГМА.Новосибирск» формирует партнерскую сеть, развивает клиентскую базу, запускает производство, создает команды. Развивая стартапы, Группа компаний обеспечивает дополнительные инвестиции и поиск стратегических партнеров. Здесь создано более 70 стартапов по таким направлениям, как микроэлектроника и сенсоры, медицинские биотехнологии, функциональные материалы, специализированная химия, беспилотные летательные аппараты, новая энергетика, мехатроника и робототехника, агротехнологии.
Подробнее о наноцентре — sygma.ru
Группа «ТехноСпарк» — входит в инвестиционную сеть Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) — первая стартап-студия России, которая занимается только deep-tech стартапами. Развиваясь в центре Новой Москвы, «ТехноСпарк» серийно запускает и создает новые технологические компании, продукты которых востребованы рынком. С 2012 года «ТехноСпарк» серийно создает компании, основная цель которых — разработка и производство новых технологических продуктов, которые меняют старые рынки и открывают новые индустрии.
Шесть лет подряд «ТехноСпарк» признавался самым эффективным технопарком страны в рейтинге Ассоциации кластеров и технопарков России. Экосистема «ТехноСпарка» — единственная, которая позволяет и входить в новые индустрии, и заменять выпадающие элементы старых индустрий.
Подробнее о компании — technospark.ru