Пресс-центр
Последние события и самая актуальная информация о деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
7 августа 2020

Science Bar Hopping Online. Как мы организовали два научных онлайн-фестиваля с лекциями о космосе, геноме и 5G

Science Bar Hopping — это городской фестиваль, на котором ученые читают лекции в барах. Мы делаем его в партнерстве с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО). Обычно это масштабное мероприятие: примерно в 20 барах за один вечер проходит около 40 научных лекций.

В 2020 году из-за запрета на массовые мероприятия Science Bar Hopping прошел в онлайн-формате. Мы запустили научную рассылку и вебинары с их авторами-учеными. И провели два онлайн-марафона, каждый из которых состоял из параллельных потоков лекций и длился 5 часов. В этом тексте мы рассказываем, как все организовали.

Онлайн-фестивали Science Bar Hopping прошли 17 мая и 14 июня. На каждом из них выступили по десять ученых. Лекции длились примерно по 40 минут, после чего зрители могли задать вопросы в прямом эфире. Присоединиться к трансляции можно было в любое время и из любой точки мира.

Как мы организовали онлайн-трансляцию для многотысячной аудитории

Первый Science Bar Hopping в этом году должен был пройти 19 апреля в Москве, но из-за введения режима самоизоляции его отменили. Как только стало понятно, что читать лекции в барах в ближайшее время будет невозможно, мы решили проводить фестиваль онлайн. 

Ольга Шитикова, главный эксперт дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ: «У меня не укладывалось в голове, что действительно все могут закрыть. Верить в это не хотелось. Хорошо помню свою фразу: ну театры же не закроют? „Закроют“, — сказала нам наш руководитель Елена Санарова. И я поняла, что все серьезно. Но как можно совсем отменить наш фестиваль? Я верила в то, что его ждут люди и мы не можем пропасть минимум на полгода. Попробовать уйти в онлайн, сохранив аудиторию? Придумать, как поддержать и заинтересовать наше сообщество в это нелегкое время, максимально сохранив атмосферу? Всем было очевидно, что должно быть только так».

Поэтому во время подготовки фестиваля для нас было важно выдержать фирменный стиль — добавить анимацию, логотипы, заглушки — и иметь возможность контролировать происходящее онлайн. Мы решили сделать прямую трансляцию лекций, а в качестве площадки выбрали ВКонтакте, где у нас есть два паблика.

Во время офлайн-мероприятий онлайн-трансляцию для нас организует техническая команда. В этот раз мы тоже обратились к ней. В итоге получилась следующая схема: техническая команда получает видео и звук от спикеров фестиваля, накладывает на него анимацию и выводит в прямой эфир. По сути, это была такая же онлайн-трансляция, как те, которые мы делаем с наших офлайн-мероприятий.

Екатерина Юшкевич, продюсер мероприятий «Бумаги»: «Это было круто с точки зрения контроля ситуации, потому что техники могли в какой-то момент что-то попридержать или, наоборот, вывести в эфир, но сложно с точки зрения механики. И так как для технической команды это тоже был первый такой опыт, не все прошло гладко».

Зачем мы доставляли микрофоны в села и садоводства

С самого начала мы решили обеспечить качественный звук и картинку во время трансляций. Но у большинства выступающих в доступе были только встроенные в ноутбуки микрофон и камера.

Чтобы повысить качество звука, мы организовали доставку микрофонов и камер более высокого качества спикерам домой.

Екатерина Юшкевич, продюсер мероприятий «Бумаги»: «За это нам пришлось поплатиться: оказалось, что почти никого из наших спикеров нет в городе. В итоге, мне кажется, наши доставки стоили дороже всего оборудования, взятого в аренду: мы развозили микрофоны и камеры в села, садоводства, деревни и так далее».

Еще один важный фактор, который пришлось учитывать при подготовке: качество интернета на дачах у спикеров было нестабильным — это могло создать проблемы во время трансляции. Мы об этом знали и подготовили на этот случай специальные заглушки с сообщением для зрителей о том, что пока трансляция не работает здесь, можно подключиться к параллельному потоку. К счастью, эти заглушки не пригодились.

Почему на некоторых выступлениях пели петухи, а другие проходили из машины

Мы уделяем большое внимание оформлению наших мероприятий, поэтому на фестивале было важно поработать с фоном, на котором выступают спикеры. Ведь он был в целом единственным визуальным впечатлением для зрителей.

С помощью декораторов мы разработали фоны для ведущих: Сергея Гаврилова и Евгения Шматко. У нас есть неоновые элементы, которые мы используем на офлайн-фестивалях, и мы хотели задействовать их во время онлайн-трансляции. А чтобы они органично смотрелись в кадре, попросили декораторов помочь с оформлением.

То же самое мы планировали сделать и для спикеров, но учли трудности с доставкой оборудования и в итоге отказались от этой идеи. Во время репетиций просто просили ученых перейти в тихое место, если было слишком шумно, или светлое, если там, откуда они говорили, было слишком темно.

Так, Иван Ямщиков, научный сотрудник Института Макса Планка в Лейпциге и автор подкаста «Проветримся!», специально повесил на стену своего дома в Ленобласти ковер. Биоинформатик Андрей Афанасьев должен был выйти в эфир, стоя посреди поля, с красивым фоном и хорошим сигналом, но в итоге рассказывал о геноме из машины: в поле поднялся сильный ветер.

Другой наш участник, основатель Open Data Science Алексей Натекин, выступал из избы в деревне Шадырицы, где у его родителей фермерское хозяйство. Его рассказы про большие данные периодически сопровождались криками петухов.

Как мы взаимодействовали со зрителями

И последняя в списке, но не последняя по значимости трудность — зрительный контакт: ни спикеры, ни организаторы не видели гостей фестиваля. И если выступающие за время самоизоляции к этому более-менее привыкли, то для нас как для организаторов это было сложно.

Несмотря на статистику, которую можно получить по трансляции во ВКонтакте, выборка получается слишком широкая. Соцсеть была официальным партнером мероприятия и помогала нам таргетировать трансляцию на молодых людей из больших городов. ВКонтакте размещала нашу трансляцию в витрине популярных видео, где ее замечали пользователи и подключались к прямому эфиру. Для ВКонтакте в этом был свой плюс: наша трансляция помогала разнообразить контент в витрине.

В результате охваты каждого фестиваля Science Bar Hopping Online превысили миллион. Но наблюдать за аудиторией, как в баре, когда там находится 30–50 слушателей и мы видим практически каждого человека, было невозможно.

Фестиваль смотрели зрители из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Германии. В России, кроме Петербурга и Москвы, в Science Bar Hopping Online приняли участие зрители из Екатеринбурга, Перми, Казани и других городов.

Сейчас записи петербургского и московского прямых эфиров сохранены в наших пабликах во ВКонтакте. Отдельные лекции можно посмотреть и на ютьюб-канале проекта.

Источник: Бумага
Опубликовано: 6 августа 2020
Автор: Ольга Кузина
Смотрите также